17 декабря 2020

Стоимость электронного курса: что влияет на цену и как не переплатить

Михаил Милютин
Коммерческий директор
и сооснователь LEVEL



Руководит продажами и маркетингом, занимается ценообразованием


Карина Ованесян
Организует работу команд, контролирует процессы управления в проектах, распределяет ресурсы, курирует сотрудников отдела
Руководитель отдела разработки проектов
Наталья Бутырская
Старший менеджер проектов
Управляет e-learning проектами, составляет смету и ведет бюджет
Компании, которые заказывают разработку электронного курса для обучения персонала, не всегда представляют, во сколько обойдется проект и что именно влияет на цену.

В этой статье расскажем, из чего складывается стоимость электронного курса, за счет чего она растет или уменьшается и какую информацию предоставить провайдеру, чтобы быстро и максимально точно рассчитать бюджет. В конце статьи приведем пример расчета стандартного курса.

Из чего складывается стоимость курсов

Когда речь идет о классических слайдовых курсах, то в основе расчетов стоимости курса лежит главный параметр — количество слайдов сценария и несколько дополнительных критериев. Исходя из цены слайда, менеджеры делают расчет стоимости для клиента.
Больше слайдов — выше цена
Другой параметр — время работы. Он используется при внутренних расчетах в проекте. Например, создание слайдов со сложными иллюстрациями займет больше времени, чем отрисовка простых.

6 факторов, которые влияют на стоимость курса

Слайды и часы работы можно сравнить с единицами измерения. Факторы, о которых пойдет речь далее, могут влиять на количество этих самых единиц.

1. Качество исходных материалов

Для создания любого электронного курса нужны исходные материалы. Это могут быть тексты, презентации, таблицы или записи лекций, содержащие информацию, которую нужно донести до пользователей.

Чаще всего, исходные материалы присылают клиенты. Из них провайдер разрабатывает сценарий и упражнения с учетом задач обучения. Чем качественнее материалы заказчика, тем меньше придется над ними работать. Если провайдеру приходится самостоятельно искать материалы для курса, сверять и согласовывать их с клиентом, это отразится на стоимости работ. Поиск информации для курсов также закладывается в бюджет проекта. Компании, которые хотят сэкономить, сами подбирают материал.
Качественнее материалы — ниже цена
Идеальные исходные материалы для курса отвечают трем требованиям:

1. Хорошая структура. В материалах четко выделены темы и подтемы, есть подзаголовки, списки и другие элементы, которые упрощают восприятие.

2. Информативность. Тема раскрыта полно и понятно для целевой аудитории.

3. Лаконичность. В текстах нет лишней информации или повторяющихся мыслей, которые не несут пользы.

О том, как собрать материал для курса, читайте в нашей статье.
Пример
В работе над вводным электронным курсом для МТС мы провели внушительную работу по сбору исходных материалов — информация от клиента была разрозненной. Пришлось дополнительно потратить время на сбор данных в единую концепцию.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.
2. Тематика курса и его аудитория

Если предстоит делать курс для технических специалистов, логистов или сотрудников по производственному браку, то методологам нужно больше времени, чтобы погрузиться в сложную тему, разобрать ее с экспертами клиента, найти дополнительную информацию, а после подумать, как передать это просто и понятно.

Также стоит учитывать, кто именно будет проходить обучение. К примеру, курсы для руководителей нужно делать более конкретными. Потребуется больше упражнений и примеров, следовательно, такой курс обойдется дороже.

Отдельно можно выделить вводные курсы, которые рассказывают новым сотрудникам о компании, ее структуре и ценностях. Они важны для имиджа организации и для того, чтобы произвести хорошее впечатление на новичков, поэтому им уделяется особое внимание. Как правило, при утверждении вводного курса появляется много согласующих лиц и требуется очень тщательная проработка базового материала.

Наталья Бутырская
Однажды мы делали курс о медицинском препарате. В курсе был простой дизайн и мало интерактивных элементов, однако цена получилась высокой именно за счет того, что мы приложили много усилий, чтобы качественно подать сложный материал.

Проще всего работать над темами, которые нужны, чтобы прокачать soft skills, например, «как проводить собеседования» или «как давать обратную связь коллегам». Это понятно и знакомо почти каждому, поэтому педагогический дизайнер быстро погрузится в тему.
Пример
Для обучения грузчиков сети «Перекресток» был разработан мобильный курс. Специфика такой аудитории в том, что у них нет рабочего компьютера или офиса, где они могли бы учиться. Поэтому курс создавали исключительно под мобильные устройства.
3. Сложность механик обучения

Общая стоимость работ методолога в проекте зависит от того, насколько сложным будет сценарий курса, а также от инструментов и игровых механик, которые в нем используют.

Например, чтобы вовлечь пользователя в содержание курса и тем самым повысить его мотивацию к изучению темы, можно воспользоваться приемами сторителлинга и геймификации. Сторителлинг погружает пользователя в историю, которая переплетена с получением информации из курса. Геймификация же добавляет в обучение элемент игры. И в том, и в другом случае нужно добавлять дополнительные слайды/триггеры, где будет рассказана история или будут подведены результаты игры, и, как следствие, бюджет увеличивается.
Сложнее механики — выше цена
Карина Ованесян
Карина Ованесян
Создание хороших диалоговых тренажеров и вводных адаптивных тестирований очень трудозатратно и влияет на цену. Добавлять диалоговые тренажеры стоит в том случае, если в курсе важно отработать практические навыки.

Если важно не просто разработать курс, но и обеспечить высокую вовлеченность пользователей, стоит добавить адаптивное тестирование. Тогда сотрудники смогут проверить знания перед началом курса, а затем пройти только те части, где недостает знаний.


Пример
Курс по рекрутменту для Райффайзенбанка включал адаптивное тестирование. Так система оценивала уровень подготовки пользователя. В итоге сотрудники экономили время и проходили только те модули, которые восполняли пробелы в их знаниях.
4. Категории дизайна

Мы выделяем три категории сложности дизайна в e-learning проектах. Рассмотрим их ниже вместе с примерами.

Минимализм. В таком курсе много «воздушного» пространства, которое облегчает восприятие сложной инфографики. Обычно минималистичный курс хорошо сочетается с инфографикой и схемами, а иллюстрации выступают в качестве «перебивочных» слайдов (обложек).
Стандарт. Это классические решения, которые встречаются чаще всего: стильный дизайн с иллюстрациями и иконками в дополнение к основному контенту. Также здесь можно использовать материалы со стоков или фото от клиента.
Премиум. Самый сложный дизайн с высокой проработкой деталей и большим количеством иллюстраций и профессиональных фотографий, которые заполняют пространство и выступают фоном. В таком курсе встречается инфографика или анимация, на которой у персонажей часто меняется мимика и позы. Также могут использоваться фото, которые мы сделали с профессиональным фотографом, отобрали и обработали с дизайнером.

Премиум-дизайн в три раза трудозатратнее минимализма и почти в два — среднего.
Сложнее дизайн — выше цена
Пример
Дизайн курса для банка «Открытие» выдержан в классическом стиле: много «воздуха», отсутствуют лишние элементы, а цветовая палитра выдержана в цветах бренда. Также было важно точно перенести рабочую обстановку в формат курса, для этого дизайнеры использовали предоставленные клиентом фотографии.
5. Средство разработки

Электронный курс можно разрабатывать с помощью кода либо в конструкторе с имеющимися готовыми шаблонами и графическими элементами.

По умолчанию для интерактивных слайдовых курсов мы используем Articulate Storyline. Это самый популярный конструктор. В нем можно сделать диалоговые тренажеры, тесты и интерактивные карты курса.

Если необходим более простой курс, используется Articulate Rise. На нем можно сделать курсы в формате лонгрида. Однако на Articulate Rise собирают в основном шаблонные решения без сложной визуализации.

Курсы с индивидуальным дизайном, адаптивной версткой, разными механиками и анимацией могут быть разработаны на собственном движке или на Adapt. Курс на Adapt минимум в полтора раза дороже, чем сборка в Articulate Rise. Такой курс адаптируется под разные размеры экранов, хорошо выглядит и на планшетах, и на компьютере. В этом случае команде нужно писать код, а час работы программиста в большинстве случаев стоит дороже, чем час работы сборщика на конструкторе. К тому же на таких проектах встречается больше вариаций багов, поэтому работа тестировщика ПО занимает больше времени.
Курс на конструкторе — ниже цена
Наталья Бутырская
Наталья Бутырская
В самом простом курсе, который напоминает, скорее, хорошо сверстанную презентацию, разработчик переносит в сборку текст и элементы дизайна и настраивает переходы. В упражнениях задача усложняется: нужно настраивать триггеры и прорабатывать несколько сценариев, например предусмотреть, что случится, если пользователь нажмет каждый из вариантов ответа в тесте. Чем больше вариантов развития событий, тем выше вероятность того, что появится баг, который предстоит найти и устранить. Это также увеличивает объем работы.
Пример
Для обучения руководителей гипермаркетов OBI лучше всего подходила бизнес-симуляция в виде компьютерной игры. На конструкторе ее не собрать, поэтому мы разрабатывали ее на самописном движке, за счет чего цена была выше.
6. Скорость согласований и координация работ

Процесс согласования также влияет на стоимость курса, которая иногда может поменяться в ходе работы. Обычно это происходит по таким причинам:

1. Есть необходимость вносить более двух итераций правок. Итерация — это один «оборот» внесения правок от заказчика (получаем комментарии — уточняем — вносим — отправляем). Наши стандартные проекты предполагают до двух итераций правок на каждый этап. Это необходимо, чтобы соблюдать принципы проектного управления. Если приходится вносить больше изменений, это увеличивает объем работ и приводит к перепланированию проекта.

2. Появляются новые согласующие лица, которые ранее не были вовлечены в разработку. При такой ситуации возможны дополнительные итерации правок, что в итоге увеличит срок разработки проекта и его стоимость.

3. По мере разработки появляется запрос клиента на более высокий уровень сложности. Например, заказчик решает добавить иллюстрации или приемы геймификации в проект, который изначально был задуман как самый простой.

4. Во время работы над проектом появляются новые данные или материалы, которые нужно добавить в курс. Из-за этого меняется сценарий и увеличивается объем работы.
Пример
Работая над курсом по рекрутменту для Райффайзенбанка, нам пришлось дособирать материалы уже после старта разработки. За счет работы с большим количеством материалов цена была выше.

Пример расчета стоимости курса

Если брать усредненный курс по soft-skills со стандартным дизайном длительностью прохождения в 1 час (что соответствует примерно 70 слайдам сценария), то потребуется работа:

  • методолога — 90 часов

  • дизайнера — 90 часов

  • разработчика — 50 часов

  • тестировщика — 25 часов

  • менеджера — 70 часов

Общее время с учетом правок и двух итераций на согласования — 325 часов.

Стоимость часа специалистов разная, но для простоты возьмем в качестве средней ставку в 1 600 рублей. И тогда стоимость курса получается 520 000 рублей.

Чек-лист: как не переплатить за курс

1. Предоставьте полные исходные материалы перед стартом проекта. Тогда провайдер сможет сразу оценить объем работы и не будет рассчитывать стоимость вслепую, закладывая дополнительные риски.

2. Систематизируйте исходные материалы. Это облегчит работу и сократит время на погружение методологов в тему.

3. Обозначьте задачу. Когда вы знаете, кого и каким навыкам нужно обучить, правок по ходу работы будет меньше.

4. Скоординируйте согласующих лиц. Если курс будут согласовывать несколько сотрудников, важно, чтобы они работали сообща: видели правки друг друга и присылали все замечания в одном документе.

Авторы: михаил милютин, карина ованесян, наталья бутырская, олеся мельник, илья анакин

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В СТАТЬЕ СЛАЙДЫ ВЗЯТЫ ИЗ КУРСОВ, РАЗРАБОТАННЫХ LEVEL
Поделиться